Базовые знания о турбонаддуве. (Часть 1)

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здравствуй, уважаемый читатель! Несмотря на то, что многие из основ и тонкостей

работы ДВС мной еще не освящены, меня одолели просьбами раскрыть тему наддува, которую по сути надо изучать, как минимум, после освоения газораспределительного механизма... Ну что ж, спрашивали? Отвечаю...)))

Начну с того, для чего предназначен наддув - получение большей мощности. Мощность... от чего вообще зависит этот параметр? Он напрямую зависит от того, какое количество горючей смеси (далее ГС) двигатель может прокачать через себя в единицу времени. Весь тюнинг моторов, по сути, и сводится к тому , чтобы сжечь ГС как можно больше. Добавить топлива (первую составляющую ГС) всегда можно, воткнув форсунки побольше, поменяв насос на более мощный и т.д. Но для того, чтобы сжечь больше топлива нужно больше воздуха - второй составляющей ГС. Если с топливом все просто, то заставить двигатель жрать больше воздуха так легко не получится. На атмосферниках это делается своими методами ( о них будет сказано в отдельной статье). Ну а мы с вами будем надувать двигатель). Взявшись за эту идею, перед тюнерами встает вопрос: что использовать, механический компрессор или же турбину работающую от выхлопных газов? 

Компрессор

Использует механическую энергию, получаемую от коленвала двигателя. Огромным плюсом компрессора является то, что он начинает нагнетать давление с самых низов. Его производительность пропорциональна оборотам двигателя. Он довольно прост в установке и обслуживании. НО есть и минусы: у компрессора более низкий КПД по сравнению с газовой турбиной.

Турбина

Турбина работает за счет энергии выхлопных газов. Она более сложна в установке, имеет эффект турбоямы, но с ее помощью можно получить больше мощности за счет большего давления наддува.

Теперь немного о различиях атмосферника и турбо двигателя.

Первое и самое главное отличие - это разная степень сжатия.  На турбо моторе она должна быть ниже. Это рассчитывается в первую очередь при установке турбины или же ее замены на более мощную. Если не понизить степень сжатия, то давление в цилиндре будет слишком высоким для нормальной работы двигателя, придется позднить углы зажигания , переобогощать смесь для того, чтобы двигатель мог хоть как-то работать на этом давлении. Если же давление будет черезмерно высоким, то двигатель и вовсе развалится от детонации.

Второй момент - это строение механизма газораспределения. По своему принципу не отличается от атмосферника, но отличается величинами. Тут уже не нужен такой высокий подъем клапана и широкая фаза распредвала. Особое внимание нужно уделить перекрытию клапанов. На турбо моторе не нужно большое перекрытие , потому что камеру сгорания продуть инерционно (как на атмо) не получится из-за того, что в выпускном тракте стоит турбина. Но с другой стороны, давление, создаваемое турбонагнетателем во впускном коллекторе, продует камеру принудительно. Также выпускной клапан на моторе с наддувом более термонагружен и риск того, что он прогорит, выше, если не закрыть его вовремя.

Ну и наконец, третий момент - это сам турбокомпрессор. Подшипник турбины нуждается в смазке, поэтому к турбине нужно подвести масло от двигателя. В большинстве случаев турбину подключают к системе охлаждения двигателя для того, чтобы остудить ее и, как следствие, остудить воздух, нагнетаемый ей. Кстати, о температуре воздуха, как известно, чем ниже температура воздуха, тем больше его плотность и, как следствие, масса , а для нас важно затолкнуть как можно больше массы воздуха в цилиндр. Чем больше массы воздуха попадает в цилиндр, тем больше можно сжечь топлива, а значит получить больше мощности. Для того чтобы понижать температуру воздуха на впуске ставится интеркуллер. Он представляет из себя что-то наподобие радиатора, только для воздуха. 

Существуют так же, так называемые, турбо-чарджерные системы, которые кстати так полюбились конструкторам VAGа)). Ее суть состоит в том, что механический компрессор создает некое давление наддува в низком диапазоне оборотов, что позволяет получить хороший крутящий момент на низах, а также помогает быстрее раскрутить турбокомпрессор работающий от выхлопных газов, который уже в свою очередь позволяет ДВС выйти на полную мощность и крутящий момент.

В заключение стоит сказать, что статья получилась вступительной, потому что тема турбонаддува очень обширная и интересная. Задавайте вопросы в комментариях или на почту, указанную в контактах. Я постараюсь в следующих статьях более подробно раскрыть другие аспекты темы турбонаддува.

Подробнее о системе двойного наддува говорится в этом видео:


Всем удачи)

© Quattro Garage